Добро пожаловать на информационный ресурс "Satellite PRO-Лидера"!

Этика общения

     Хорошие манеры – один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. С раннего детства нам прививают определённые манеры поведения. Культурному человеку необходимо постоянно следовать закреплённым в обществе нормам поведения – соблюдать этикет. Знание и соблюдение норм этикета позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе.
  Слово «этикет» пришло в русский язык из французского в XVIII веке. 
   Этикет (франц. etiquette) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.). Обычно этикет отражает форму поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе, присущие той или иной традиции. 
   В раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за шалости происходит усвоение базовых формул речевого этикета.
   Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
   В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из определённых этапов:
  • начало разговора (приветствие / знакомство);
  • основная часть, беседа;
  • заключительная часть разговора.
   Каждый этап общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями – формулами речевого этикета. Данный формулы существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на все случаи жизни.
  К формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа). С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.
  К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах. Круг тем для бесед различен в разных культурах.

Сетевой этикет

   Нас с детства учат этикету: как вести себя в гостях, в театре, в ресторане. Но пока никто не рассказывал, как вести себя в интернете. Из-за этого мы часто делаем много досадных ошибок. Не попадать в неприятные ситуации поможет цифровой этикет, который предлагает готовые решения для эффективного и приятного общения. Поговорим о том, как общаться в социальных сетях, почте и мессенджерах.
Что такое сетевой этикет
   Сетевой этикет, сетикет, нетикет (от англ. net «сеть» + фр. etiquette «этикет») — это система правил, созданная людьми для общения друг с другом в сети Интернет. Этикет общения в Интернете рекомендуется соблюдать новичкам и опытным пользователям для комфорта. Однозначно сказать, что такое сетевой этикет невозможно, но в большинстве случаев нетикет — это правила хорошего тона, общепринятые среди людей. Соблюдение правил хорошего тона повышает авторитет собеседника и привлекает внимание.

Чего не стоит делать в Интернете с позиции сетевого этикета?
  Чтобы ответить на вопрос, как общаться в Интернете, следует узнать, чего не рекомендуется делать. Сетевой этикет подразумевает отказ от следующих действий:
  • употребление ненормативной лексики в общении;
  • оскорбления людей, разжигания между ними розни;
  • обмана и воровства в любом виде;
  • ведения дискуссии на отвлеченные темы в непредназначенных для этого местах (форумы, чаты, комментарии).
Начиная рассылку писем не стоит забывать о правилах общения в сети.

Базовые правила сетевого этикета
Существует несколько принципов сетевого этикета, которые стоит соблюдать:
  • Понятная подача информации. Собеседник видит только текст, поэтому жесты, смена тона и выражения лица здесь не помогут. Каждое сообщение должно быть продуманным до мелочей и не задевать точку зрения других людей.
  • Стандарты поведения как в реальной жизни. Люди часто забывают, что их собеседник такой же человек, поэтому считают, что правила поведения могут быть не такими строгими. Общение может отличаться, но стандарты поведения остаются те же.
  • Осмотр перед вступлением в дискуссию. Попав в новую область, осмотритесь и послушайте, что и как говорят другие.
  • Уважение к другим. Отправляя письмо или сообщение, вы претендуете на чье-то время. Сделайте так, чтобы это время не было потрачено собеседником зря.
  • Сохраняйте лицо. Сетевой этикет подразумевает уважение к собеседнику. Если в реальной жизни оно проявляется манерой общения или одеждой, то в сети это грамматика, лаконичность и оформление текста.
  • Не допускать конфликтов. Сетевой этикет против конфликтов, способных разрушить дружескую обстановку. Те, кто не участвует в конфликтах, устают от них.
  • Отказ от злоупотребления возможностями. Системные администраторы обладают обширными возможностями, но даже им не следует читать частную переписку.
  • Прощайте людям ошибки. Не все пишут без ошибок или могут лаконично выражать мысли. Если вы соблюдаете сетевой этикет, то не стоит заниматься преподаванием хороших манер менее опытным пользователям.
Сетевой этикет и электронная почта

Сетевой этикет электронной почты тоже состоит из ряда рекомендаций, которые стоит соблюдать:
  • обращайтесь к собеседнику персонально (по имени или имени и фамилии, но при этом без панибратства);
  • уделите внимание форме приветствия (особенно приятно персональное приветствие);
  • заполняйте поле «Тема», так как адресат оценивает содержимое письма именно по этому полю;
  • отвечайте собеседнику оперативно (все зависит от темпа и ритма жизни компании: кому-то можно ответить в течение дня, а другим — в течение нескольких минут);
  • правильно подавайте информацию в письме (страница A4, вложения не более 3 Мбайт, стандартные архивы в форматах RAR или Zip);
  • не путайте кнопки «Ответить» и «Ответить всем»;
  • не забывайте о блоке контактов (имя, фамилия, должность и контакты);
  • Ваш e-mail не должен содержать прозвищ, уменьшительно-ласкательных имен, нецензурных и оскорбительных слов. Не желательно добавлять в адрес почты год рождения;
  • пишите «снизу вверх». Сначала прикрепляйте файл, потом пишите сам текст письма, а затем вписывайте имя отправителя в адресную строку.
  • не пишите на эмоциях. Написанное не исчезнет и корректировать последствия эмоционального письма куда сложнее, чем слова, высказанные вслух;
  • помните, что любое письмо может стать достоянием широкой публики. Возможно, цепочку писем с вашим участием перешлют кому-то еще или сделают скрин;
  • всегда обращайтесь к человеку именно так, как он представился. Не называйте его Дмитрием, если он представился Димой.
Формулировки с плохой репутацией
  • «Заранее спасибо» — фраза не оставляет шансов коллегам — вы ждете от них только положительного результата, не рассматривая другие варианты развития событий. 
  • «Я вас услышал» — пассивно-агрессивная формулировка.
  • «Доброго времени суток» — никогда не приветствуйте этой фразой. Это просторечное офисное выражение, которое, к тому же, используется в неверном контексте. Напишите нейтральное «Здравствуйте», «Добрый день».
  • «СРОЧНО!!!» — этой фразой вы обесцениваете всю работу сотрудников, которые сейчас тоже не сидят сложа руки. Лучше напишите конкретную дату и время, в которые нужно подготовить информацию: «Подготовьте, пожалуйста, отчет до 15:00 5 августа».
Правила этикета при использовании гаджетов
  • Сведите к минимуму использование телефона или планшета при личном общении с человеком. Поучиться этому можно у тех людей, которые занимаются продажами. Человек, с которым сейчас происходит контакт, важнее того, кто может позвонить или написать в этот момент.
  • Соблюдайте меры безопасности. Изучите правила установки безопасного пароля, настройте двухфакторную аутентификацию.
  • Не доставляйте неудобств окружающим (звук, вибрация, свет). По нормам делового этикета считается, что звонок телефона должен быть нейтральным — желательно тем, который по умолчанию установлен на смартфоне. Но лучше всего, конечно, выключить звук телефона, если вы находитесь на работе. И помните, что если вы пришли в театр, то лучше отключить и вибрацию — ведь в полной тишине она может быть слышна не хуже громкого звонка. В кинотеатре всегда минимизируйте яркость экрана.
    Вывод: не создавайте неудобств для окружающих, минимизируйте использование гаджетов во время личного общения с человеком.
Правила позиционирования в соцсетях
  • Помните — скрыть информацию невозможно. Не публикуйте те материалы (фотографии, картинки, тексты), которые будут вас компрометировать.
  • Любая информация может быть использована против нас.
  • Разделяйте приватное и публичное.
  • Перечитывайте посты чужими глазами — полезное упражнение, которое поможет фильтровать контент прежде чем выкладывать его на всеобщее обозрение.
  • Первое впечатление важно так же, как и цифровые следы. Чтобы сформировать первое впечатление о человеке в жизни, нужно полторы секунды, а чтобы сделать это в соцсетях, нужно семь секунд.
  • Проверяйте тщательно, кого вы добавляете в друзья, на каких фотографиях вас отмечают, сверяйтесь с группами, в которые вступаете, пишите внимательно информацию о себе. 
  • Фактчекинг. Проверяйте то, что вы постите.
Вы все хорошо запомнили? Тогда проверьте свои знания! 
Сетевой этикет и меры безопасности при работе в сети Интернет

Комментариев нет:

Отправить комментарий