Как проверить себя?
Быть лидером – значит быть человеком, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения за всю команду.
Лидер - сложное и емкое понятие. Не каждый, кто хочет быть главным является лидером.
Основная характеристика: лидеру нужен результат, неважно, кто предложил лучшее решение, лидер его поддержит. Его не заботит, кто главный, ему не требуется подтверждать свое право на руководство, главное: чтобы то, что задумали совершить наилучшим образом.
Показатель лидера: создает среду, в которой поощряются различия между людьми и приветствуется здоровая конкуренция, обеспечивающие достижение наилучших результатов для команды.
Как появилось лидерство
Феномен лидерства волновал людей с античных времен — можно ли научиться вести людей за собой, чтобы менять мир вокруг, или это врожденный талант? Мощный всплеск исследований этих вопросов произошел в XIX веке и продолжается до сих пор.
Томас Карлайл в своей книге 1841 года «О героях, поклонении героям и героике в истории» сформулировал теорию о «великом человеке». Она получила развитие в труде Фрэнсиса Гальтона 1869 года «Наследственный гений». Согласно их идеям, раз значительно мир меняют лишь уникальные выдающиеся люди: Наполеон, Мартин Лютер, пророк Мухаммед, то присущие им лидерские способности — врожденные. Так, даже десяток обычных физиков вместе не повторят гений Эйнштейна, а несколько средних режиссеров не заменят одного Тарковского.
На протяжении последнего столетия эту идею неоднократно критиковали и трансформировали. Ученые пытались сформулировать и обобщить черты, свойственные настоящим лидерам.
Исследования Ральфа Стогдилла 1948 года, а после и современных авторов, например Стивена Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер 2004 года, показали, что все не так однозначно. Хотя врожденные характеристики иногда помогают стать лидером, многое здесь зависит от качеств и навыков, которые можно развивать, а также от внешних обстоятельств.
Идеальные проявления компетенции:
- Работая в команде, прежде чем приступаете к работе, предлагаете коллегам договориться о целях и нормах совместной работы, а также распределяете роли (выступаете инициатором распределения ролей).
- Проговариваете с другими участниками команды, наиболее часто возникающие сложности во взаимодействии. Определяете, какие правила, регламенты, договоренности помогут их избежать. Незамедлительно внедряете принятые правила.
- Берете на себя роль организатора командного взаимодействия: структурируете работу группы, следите за соблюдением правил, активизируете малоактивных коллег. Удерживаете лидерскую роль до тех пор, пока задача не будет решена либо используете наиболее комфортную (но конструктивную) для себя роль и выполняете ее осознанно.
- При возникновении конкуренции в команде напоминаете коллегам об общекомандных целях, помогаете конкурирующим сторонам проявлять свои амбиции конструктивно.
- При возникновении разногласий информируете оппонента о своих интересах, задаете вопросы, проясняющие, какие потребности стоят за декларируемой им позицией, предлагаете несколько вариантов решения проблемы, заявляете о своем желании найти взаимовыгодное решение.
- Отмечаете свои эмоциональные реакции на индивидуальные особенности/проявления других членов команды. Не проявляете негативных эмоций в их адрес. Определяете для себя, чем именно такой человек, с такими чертами характера оказывается полезным для команды.
- Оцениваете свое воздействие на других членов команды не только в тех случаях, когда являетесь лидером, но и тогда, когда являетесь рядовым членом команды.
- Уделяете больше внимания своему участию в групповых дискуссиях (высказывания, презентация собственной точки зрения, реакция на мнения других и т.д.), в которых не являетесь лидером.
Курирование младших школьников и новичков старшеклассниками; Многочисленные клубы и занятия по увлечениям, где каждый может проявить инициативу в той сфере, которая ему интересна и соберет свою команду единомышленников.
Можно ли научиться быть лидером?
До сих пор в индустрии не утихают споры о том, врожденный или приобретённый навык лидерства. «Теория о великом человеке» Томаса Карлайла говорит, что мир меняют уникальные выдающиеся люди, а значит присущие им способности — врождённые.
Но исследования современных авторов, например, Стивена Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер 2004 года, показали, что лидерские качества зависят от навыков, которые можно развивать.
Как развить лидерские навыки
Прокачивай речь
Ораторские навыки важны не только лидерам, поэтому не пренебрегай развитием этого скилла. Если у тебя есть проблемы с речью, то вот четыре фактора, которые могли повлиять:
- Низкий словарный запас. Даже если знаешь много слов — большинство в пассивном запасе, и разгаре переговоров вряд ли их вспомнишь. Поэтому чтобы красочно излагать мысли, больше читай.
- Проблемы с дикцией. Добавь ещё и чтение вслух — но следи за дыханием и проговаривай каждое слово.
- Отсутствие практики. Если большую часть дня проводишь молча за офисным столом, практиковать говорение негде — отсюда и запинания, несвязность речи и неспособность излагать мысли грамотно. Чтобы побороть, попробуй описывать рандомные предметы, актёрское мастерство или импровизацию.
Ещё один способ найти практику и новые знакомства — нетворкинг.
- Страх. Чтобы перебороть страх, практикуй публичные выступления и психотерапию — ведь волнуемся мы из-за неуверенности в себе. Кстати, если у тебя случаются вспышки агрессии — психолог поможет справиться.
Постоянно учись
Чтобы руководить, нужно быть в курсе трендов и тенденций и уметь адаптироваться. А если не продолжать обучение — технологии уйдут вперёд без тебя. Рекомендую постоянно обучаться — повышать квалификацию и держать мозг в тонусе, чтобы не терять гибкость мышления.
Но не углубляйся в узкую область — получай смежные знания из айти, менеджмента, бизнеса, экономики и т. д. Так будешь понимать работу команды на всех этапах и уметь ею управлять. Читай книги, занимайся на курсах, подпишись на интересующие журналы и каналы.
Бери ответственность
Проявляй инициативу в работе — берись за сложные задачки и проекты, которые раньше не делал. Так и знания новые получишь, и научишься работать в стрессовых ситуациях.
А если ты уже задумываешься о том, как стать руководителем, советую разработать карьерный план — выпиши цели и задачи, которые приблизят к цели, а также дорожную карту к должности мечты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий