Молодежь – наиболее активная составляющая гражданского общества, поэтому необходимость формирования активной гражданской позиции молодого поколения, то есть его осознанного участия в жизни общества, отражающего его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов определяется спецификой положения молодежи в обществе. Молодое поколение недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Его необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и будущих поколений.
Отношение к молодежи как к субъекту прежде всего, а не как к объекту – вот основной смысл перемен в отношении к молодежи. Несомненно: взрослые должны направлять молодежь, заботиться о сохранении традиций и преемственности развития. Но в современных условиях, когда будущее выглядит предельно неопределенным и непредсказуемым, они не имеют права строить мост в будущее и само будущее только на основе своих представлений о нем, без участия молодежи. Развитие личности молодого человека, формирование его жизнеспособности поставлено на первое место, причем упор сделан на самоорганизацию, самореализацию, самовыражение и как следствие на формирование активной гражданской позиции.
В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. На современном этапе развития общества одна из важнейших задач — подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики.
Осуществлять профориентационную работу с подрастающим поколением необходимо начинать с раннего детства. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или ионной сфере экономики, показывающие высокую производительность труда — важный стратегический ресурс для государства и общества, гарантирующий стабильность и рост. Подготовка таких специалистов — одна из главных задач всей образовательной системы государства. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований говорят о том, что только комплексный подход к решению трудового самоопределения молодежи будет способствовать успеху профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация в современном обществе это не только совокупность мероприятий, которые позволяют человеку выбирать профессию с учетом его запросов и возможностей. Профессиональная ориентация — это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная работа. Профориентация должна содействовать рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства страны в кадрах определенных профессий. К тому же, современный мир, с его интенсивным ритмом развития, отдает предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями. Карьерный рост у таких людей развивается более быстро, а заработок приносит удовлетворение.
Выбор профессии для учащихся — это очень важное жизненное решение. Целью профорентационной работы в рамках тематической смены «Будущее начинается сегодня» является ознакомление обучающихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека. Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. В ходе смены работа будет осуществляться в виде бесед о профессии с целью ознакомления учащихся с основными профессиями и их специализациями в ходе информ-дайджестов «Лучшие по профессии». Учащемуся предлагаются сведения об условиях труда, формах оплаты, режиме труда и отдыха, возможностях карьерного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки. Профессиональная пропаганда ставит своей целью формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению современных востребованных профессий.
Также среди форм работы предусмотрены:
выступления специалистов, целевые экскурсии на предприятия города, оформление стендов, выставок, витрин.
Для повышения эффективности профессионального просвещения социальному педагогу требуется соблюдать следующие принципы описания той или иной профессии:
‒ Точная характеристика положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки выбора профессионального учебного заведения.
‒ Общественная значимость профессии с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.
‒ Показ возможностей, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.
‒ Раскрытие психологических и физиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам личности.
‒ Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строится по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии.
Цель: проведение комплекса педагогических мероприятий, направленных на развитие творческого отношения к трудовой и общественно-политической деятельности, полной самореализации личности.
Задачи:
- создание оптимальных условий для развития коммуникативного потенциала личности ребенка;
- формирование чувства гражданского самосознания с опорой на жизненную позицию личности;
- оказание личностно-ориентированной помощи в оценке самосознания, нравственного облика, идеалов, мотивов поведения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий